Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей»
Каждый год 15 марта во всем мире празднуют Всемирный день прав потребителей, проводимый под эгидой Организации Объединенных Наций. В России праздник отмечается с 1992 года. Тогда приняли закон “О защите прав потребителей”, который регулирует права и обязанности продавца и покупателя и сегодня. Смысл праздника в том, чтобы обратить внимание людей на их права.
По сложившейся традиции Международная организация потребителей (CI) объявила, что девизом Всемирного дня прав потребителей в 2023 году является «Расширение прав и возможностей потребителей посредством перехода к потреблению экологически чистой энергии и продукции» («World Consumer Rights Day To Empower Consumers Through Clean Energy Transitions»).
Действия по расширению прав и возможностей потребителей сосредоточены вокруг увеличения доступа к чистой энергии по трем основным направлениям:
– энергетически чистые дома (отопление, охлаждение, приготовление еды, холодильники, энергоэффективность строений);
– энергетически чистый транспорт;
– чистое электроснабжение.
Ключевые характеристики чистой энергии – это устойчивость за счет быстрого увеличения масштабов внедрения возобновляемых источников энергии, а также значительного расширения использования возобновляемых источников энергии, повышение энергоэффективности и электрификация конечных потребителей с использованием возобновляемых источников.
Потребители как участники рынка могут внести свой вклад в переход к чистой энергии.
Если потребители по всему миру начнут вносить изменения в свою жизнь: выбирать более чистые способы передвижения, приготовления еды, отопления, охлаждения и энергоснабжения своих домов, то это приведет к значительным сдвигам на пути предотвращения климатического кризиса.
Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Проблема пластикового загрязнения – глобальная проблема человечества, которая существенно влияет на окружающую среду и имеет значительные негативные последствия для почвы, океанов, водоемов, для живых существ, растений и для человека. Важно помнить, что формирование отходов в большей степени зависит от потребностей и приобретений людей. Следовательно, количество мусора и его «полезность» для окружающей среды зависит от приобретений каждого человека, от каждого потребителя.
Осознанность действий должна найти свое отражение в поступках человека. Потребителю важно приобретать товар, услуги не только планируя свой бюджет, но и оценивая целесообразность, необходимость и последующие последствия потребления конкретной вещи, результата услуг, в том числе, оценивая безопасность пользования.
Может ли каждый из нас повлиять на разрешение экологической проблемы планетарного масштаба? Конечно, важно помнить о рациональном подходе к приобретению товаров /услуг.
«Рациональный потребитель» — человек, заботящийся о своем здоровье, об экологической безопасности товаров (услуг), о благополучии человечества в целом.
В чем заключается рациональное потребление?
1. Покупки необходимо планировать, приобретая необходимые вещи. Лучше качество, а не количество.
2. При выборе конкретного товара до совершения покупки ознакомиться с информацией об изготовителе, реализуемой им продукции. Ознакомившись с данной информацией, потребитель может оградить себя от гринвошинга (Greenwashing (гринвошинг, зелёный камуфляж) — зелёное отмывание брендов, продуктов, сервисов — это любые уловки, которые приводят к тому, что у потребителя складывается ложное представление об экологичности продукта (бренда и т.д.)).
3. Выбирая конкретный товар /услугу знакомиться с информацией о безопасности товаров/ услуг, а также сведениям о порядке утилизации.
4. При покупке бытовой техники или любого товара, предполагающего длительную эксплуатацию (мебель, бытовая техника и т.п.), делать выбор в пользу товаров, на которые установлены более длительные гарантийные сроки, сроки службы.
5. Ремонтировать и восстанавливать вещи, а не покупать новые.
6. В случае приобретения товара для однократного использования, возможно ознакомиться с предложениями об аренде/ прокате необходимой вещи.
От нас зависит в кратчайший срок переход на экологически чистые товары, иначе мы будем окружены загрязнением и токсинами, вызванными производством, использованием и утилизацией не экологичных предметов.
Именно выбор потребителей способен повлиять на повсеместное внедрение бережливых подходов к производству товаров и услуг.
Заданная тема согласуется с Энергетической стратегией Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 09.06.2020г. № 1523-р, которой предусмотрены мероприятия по переходу на более экологичные виды топлива и по повышению энергоэффективности жилья. Кроме того, естественным преимуществом России являются огромные природные возможности, которые нужно использовать для наращивания производства именно экологически чистой продукции.
В этот день, движение потребителей объединяется, чтобы привлечь внимание к насущной проблеме, с которой сталкиваются потребители во всем мире.