Неформальная занятость населения представляет собой отношения между работником и работодателем, не оформленные в соответствии с трудовым законодательством либо оформленные, но предусматривающие лишь часть фактически выплачиваемой заработной платы. Статьей 16 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. В соответствии со статьей 68 Трудового кодекса Российской Федерации прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако
работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (часть вторая статьи 67 Трудового кодекса РФ). К характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско-правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового
распорядка, возмездный характер трудового отношения (оплата производится за затраченный труд) по установленным нормам. Наиболее распространенными формами неформальных трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско — правового характера и осуществление трудовой деятельности без официального оформления. Неформальные отношения приводят к нарушению трудовых прав работников. Основная цель контролирующих и надзорных органов в борьбе с неформальной занятостью – это предотвратить нарушение прав граждан. Неформальная занятость несёт в себе следующие негативные последствия:
— правовая незащищённость работников, вовлечённых в неформальную занятость, которая предоставляет недобросовестному работодателю возможность не производить причитающиеся работнику выплаты при предоставлении отпуска, в
случаях временной нетрудоспособности, получения трудового увечья, профзаболевания и т.д., более того, работа без официального оформления может быть чревата полной невыплатой заработной платы, непредоставлением отпусков, отсутствием пенсионных и иных гарантий;
— с доходов от деятельности в неформальном секторе не отчисляются налоги, не уплачиваются страховые взносы, поэтому бюджеты различных уровней и социальные фонды лишаются значительных средств, от которых напрямую зависит выполнение социальных программ (строительство дорог, социальных учреждений, медицинских и образовательных организаций) и обязательств перед населением (бесплатное медицинское обслуживание, достойное пенсионное обеспечение и социальное страхование).
В соответствии с частью 3 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях фактическое допущение к работе лицом, не уполномоченным на это работодателем, в случае, если работодатель или его уполномоченный на это представитель отказывается признать отношения, возникшие между лицом, фактически допущенным к работе, и данным работодателем, трудовыми отношениями (не заключает с лицом, фактически допущенным к работе, трудовой договор), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей. Кроме того, частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность
работодателей за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей. Совершение указанных административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Прокурор Козульского района
старший советник юстиции А.А. Лосев